Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Информация
Включить версию для слабовидящих
Страничка педагога- психолога Шарковой Светланы Булатовны  

 

Шаркова

Светлана Булатовна

Педагог- психолог

Образование: Высшее профессиональное

Педстаж на 1 января 2019: 10 лет

Курсы ПК: Деятельность педагога-психолога ДО в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ «ИРООО», 72 ч, 2018

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим, 16 ч,НОчУ "Актион-МЦФЭР",Москва,2018 г

Создание блога педагога,36 ч.,ФГБОУ ВО "ОмГПУ",2018 г.

 

 

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Автор: Винокуров И.

 

Если в прежние годы считалось, что детство – пора беззаботная и счастливая, то сегодня взгляды на возможные состояния детской психики существенно расширились. Детские психологи предупреждают о том, что эмоциональные состояния ребёнка могут быть очень разными, более того, малыш даже может страдать депрессией. Одной из важных задач взрослых является поддержание положительного настроя и создание хорошей безопасной атмосферы для детей, только тогда детство у них будет по-настоящему счастливым.

Особенно актуальна забота о поддержании бодрости духа и позитивного состояния в межсезонье, в периоды, когда иммунитет испытывает сильные удары внешней среды, организм страдает от недостатка тепла и солнца, а психика – от изменения привычного уклада жизни (именно осенью многие дети впервые идут в ясли, детский сад или школу). Предлагаем вам несколько простых способов, которые помогут победить детскую хандру и создать хорошее настроение.

Будьте позитивны. Как известно, дети настроены на внутреннее состояние родителей лучше любого радио. Если мама обеспокоена, а папа нервничает, если дома напряжённая нервная обстановка, то и малыш будет расстраиваться и переживать. Это значит, что маме и папе в первую очередь нужно самим не хандрить и быть в хорошем настроении. Может, это непросто, когда всё время дождь, отпуск далеко позади, а впереди только зима и трудовые будни; но стоит поискать для себя маленьких радостей не только в своих интересах, но и для душевного благополучия самого дорогого существа. Улыбайтесь, смейтесь и радуйтесь всему хорошему сами – и ваши дети начнут радоваться вслед за вами.

Много гуляйте. Движение прогоняет хандру и печаль. Для детей двигательная активность особенно важна: в младшем возрасте отдых от любого умственного труда или эмоциональной нагрузки происходит в движении, значит, чем больше малыш гуляет, бегает и прыгает, тем лучше он отдыхает. Кроме того, во время активной прогулки мозг ребёнка насыщается кислородом, все обменные процессы активизируются, он быстрее умнеет и лучше растёт.

Делайте зарядку вместе с малышом. В продолжение предыдущего совета напомним, что хорошее утро – это секрет хорошего настроения на весь день. Наверное, по утрам, когда вы лихорадочно собираете ребёнка в садик и торопитесь, кажется, что совершенно не существует в природе пяти минут на утреннюю зарядку и еще пяти на контрастный душ. Между тем, именно эти 10 минут очень важны для здоровья ребёнка и его эмоционального самочувствия. Зарядка разбудит организм, а контрастный душ простимулирует все капилляры, так что тело и мысли ребёнка станут слишком быстрыми и бодрыми для медленной осеней хандры.

Сон как лекарство. Нередко причиной плохого настроения и неважного самочувствия является недостаточное количество сна, ребёнок попросту не успевает отдохнуть, а при высокой детской утомляемости это приведёт к общему ослаблению организма. Помните, что дошкольнику обязательно нужен дневной сон; если не получается уложить малыша днём, значит, он должен заснуть пораньше вечером, чтобы проснуться полностью отдохнувшим. Чтобы облегчить ребёнку засыпание и помочь расслабиться, за два часа до сна выключите телевизор и компьютер, займите ребёнка спокойными играми или чтением. Осенью и весной увеличивайте продолжительность ночного сна примерно на один час, в эти периоды организм сильнее утомляется, а также вырабатывает больше гормона сна - мелатонина.

Яркие краски жизни. Покупайте малышу яркую одежду. Психологи уверяют, что яркие насыщенные цвета стимулируют и повышают жизненный тонус. Возможно, темно-серый плащ и чёрный костюм – это очень стильно, но для хорошего самочувствия дошкольнику лучше подойдут ярко-жёлтый, красный, зеленый и любой другой цвет. Кстати, насыщенные красивые цвета должны окружать ребёнка не только в одежде; красивые картины на стенах и просто выполнение разноцветной аппликации способствуют бодрости и весёлому состоянию.Свет в окошке и комнате. Одной из главных причин осенней депрессии маленьких и больших является недостаток солнечного света. К счастью, эту проблему можно отчасти компенсировать. Во-первых, следите за освещением в детской комнате, пусть по вечерам там горит яркий свет. Во-вторых, посоветуйтесь с детским врачом о необходимости принимать дополнительно препараты с витамином Д, который синтезируется в организме под действием солнечных лучей. В-третьих, бегите на прогулку при первом появлении солнечных лучей. Даже 15 минут прогулки на скупом осеннем солнышке – это очень полезно для организма малыша.

Тактильный контакт. Ещё одно прекрасное средство в борьбе с плохим настроением и осенним стрессом - это тактильный контакт с ребёнком. Малышу жизненно необходимы родительская ласка и любовь, выраженные в прикосновениях. Не забывайте обнимать ребёнка несколько раз в день, гладить его по голове, брать за руку, сажать на колени. Перед сном можно сделать ребёнку расслабляющий массаж, а с утра, наоборот, немного пощекотать для бодрости. Всё это помогает ребёнку обрести гармонию, успокоиться и почувствовать себя нужным и любимым. А какая может быть хандра у спокойного человека, которого любят?

 

 

Детство, детство, ты куда бежишь,
Детство, детство, ты куда спешишь?
Не наигрался я ещё с тобой,
Детство, детство, ты куда? Постой!


Детство… Детство!!! Это самый счастливый период в жизни человека. Ни забот, ни проблем, беззаботность (это потом, со временем, мы понимаем, что все проблемы решали наши родители) и почти каждый день хорошее настроение!

В детстве всем сердцем верилось  в волшебство. Весь мир кажется тебе добрым, сказочным и счастливым. И если случаются неприятности, то они незначительны, легко решаемы.

Это нормально, когда у человека в душе остается детство.

Жизнь каждого человека состоит из светлых и чёрных полос. И только детство мы вспоминаем как самый светлый период нашей жизни. Это время, когда наши родители окружали нас своей заботой и любовью. А дедушки и бабушки баловали нас бесконечными сладостями, пирогами, киселями...

Воспоминания наших детей зависят от нас, взрослых, которые окружают их. Это и вы, уважаемые родители, и бабушки с дедушками, и педагоги детского сада. Давайте вместе оставим в воспоминаниях детей только светлые и радостные моменты! Я, как педагог-психолог детского сада, буду рада помочь всем, чтобы дети нарисовали в своем сердце такую красивую и волшебную сказку о Детстве!

Адаптация в детском саду

Адаптация в детскому саду - один из наиболее волнительных периодов в жизни малыша и его родителей. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, стресс испытывают все - сам малыш, мама и папа, и даже воспитатель. Родители зачастую оказываются неготовы к капризам и истерикам ребенка и впадают в состоянии паники и полной растерянности. При этом именно от их поведения во многом зависит то, насколько быстро и успешно пройдет привыкание ребенка к условиям детского сада.

Вот несколько советов родителям о том, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду:

  1. Уделяйте больше внимания своему ребенку, говорите с ним, позвольте делиться своими чувствами и переживаниями.

  2. Вырабатывайте в себе терпеливость. Только терпение позволит вам спокойно реагировать на слезы и истерики малыша в адаптационный период.

  3. Проявляйте гибкость и стойкость, не реагируйте остро на капризы и слезы ребенка перед посещением детского сада. Такое поведение малыша нормально, он выражает свои эмоции, которые неизбежно появляются в новой для него обстановке. Всем своим видом показывайте, что всё хорошо, ничего страшного не произошло, чувствуйте это внутри себя. Мама не отдает малыша «незнакомой тете», а лишь оставляет его на время поиграть с другими детьми.

  4. Разговаривайте с воспитателем о ребенке, в присутствии малыша вместе с педагогом хвалите его за хорошо проведенный день в детском саду.

  5. Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад», постарайтесь выяснить, что его волнует и тревожит. В игре малыш обязательно проявит свои настоящие чувства.

  6. Уладьте семейную ситуацию, решите семейные проблемы или на время оставьте их. В этот период ребенку нужен надежный тыл, дружная семья и доброжелательные близкие. Конфликты и семейные неурядицы оставьте на потом, не решайте их при ребенке, не выражайте свой гнев при малыше, не отзывайтесь негативно о ком-либо из родственников. Пусть малыш знает, что в семье все хорошо, все его любят и понимают. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно решить свои внутренние проблемы или семейные конфликты, обратитесь за помощью к специалистам.



Подготовка к школе

Поступление в школу - чрезвычайно важный и ответственный момент в жизни ребенка и его родителей. Практика показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому родителям следует заранее позаботиться о целенаправленной подготовке ребенка к школе. Даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать развивающие занятия дома, которые помогут ребенку справиться с трудностями при поступлении в школу.

Какие задания выбрать для подготовки ребенка к школе?

Не стоит сразу приступать к обучению малыша чтению и письму. При определении уровня психологической готовности ребенка к школе, в том числе, оценивают развитие зрительно-моторной координации, произвольного внимания, тонкой моторики, графических умений и пространственных представлений. Развитие этих школьно-значимых функций является основой подготовки к обучению, так как при недостаточном их развитии ребенку будет сложнее овладеть необходимыми навыками и умениями для успешного обучения в школе.



Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой их школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

Если ребенок агрессивен…

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;

2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;

3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор, пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;

4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;

5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;

6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, родителям нужно показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...

2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.

3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.

4. Дети с повышенным уровнем скрытой агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.

5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:

o сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;

o неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;

o предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.

7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.

8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.