Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Информация
Включить версию для слабовидящих
Статьи  
 

 

Рахвалова Надежда Анатольевна,

старший воспитатель

БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 302»

«Родители - наши соци­альные партнеры»

Переход к новым формам отношений между родителями и педагогами невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой. В БДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 302» созданы такие условия, чтобы у всех участников воспита­тельно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, трево­гах и т. д. При этом пример открытости демонстрирует, прежде всего, педагог. «Открытость детского сада» - это вовлечение ро­дителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Важно отмечать и по­ощрять любое стремление членов семьи ребенка к сотрудничеству. При наличии достаточно активной, систематической, с индиви­дуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.

В условиях открытого детского сада родители имеют воз­можность в удобное для них время прийти в группу, понаблю­дать, чем занят их ребенок, поиграть с ним и другими детьми. Это помогает глубже понять объективность многих трудностей в работе ДОУ, принять участие в улучшении условий воспита­ния в группе.

Задачи работы детского сада с родителями предполагают:

  • налаживание и установление взаимодействия с семьей;

  • формирование открытости дошкольного образовательного учреждения;

  • организацию педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей;

  • изучение опыта семейного воспитания (условий жизни и воспитания в каждой семье);

  • ознакомление родителей с жизнью и работой в дошколь­ном образовательном учреждении.

Для того чтобы решались эти задачи, соблюдаются следу­ющие условия:

  • доброжелательность и внимание к родителям;

  • учет специфики каждой семьи;

  • дифференцированный подход к родителям;

  • целенаправленность, системность, плановость работы с семьями.

Исходя из специфики налаживание контактов в ДОУ ор­ганизуется следующим образом:

  • ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или забирают детей;

  • оформление доски объявлений для родителей;

  • организация «родительских дней» с целью показать, как за­нимается их ребенок, познакомить с работой ДОУ.

Помощь родителей детскому саду состоит в:

  • разделении обязанностей при подготовке мероприятий;

  • разработке содержания игротеки, спортивного уголка и т. д.;

  • сборе материалов для детских нужд;

  • организации совместных целевых прогулок, экскурсий, досуга, уча­стии на праздниках, утренниках.

Термин «взаимодействие» детского сада и семьи предпола­гает совместную деятельность педагогов и родителей по воспи­танию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, пережива­ниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателя.

Понимая значимость данной проблемы, коллектив нашего ДОУ большое внимание уделяет разнообразным формам работы с семьями воспитанников, направленной на установление един­ства семейного и общественного воспитания.

В начале каждого учебного года проводится анализ типов семей наших воспитанников, в результате, которого мы, получив полные данные о количественном составе детей, применяем различные методы изучения семьи:

- анкетирование;

- наблюдение за ребенком и его общением с родителями

- беседы с родителями и детьми;

Для установления единства воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и семье необходимо, чтобы роди­тели ясно представляли себе, что такое детский сад, как органи­зована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателя­ми, чем дети заняты в течение дня и т. д.

Мы используем различные формы сотрудничества педагогов детского сада с семьей с целью обогащения знаний и умений ро­дителей.

Индивидуальные формы работы с родителями:

  • индивидуальные консультации;

  • беседы;

  • памятки.

В работе используем такие стимулирующие формы, как:

  • работа родительского комитета;

  • родительские собрания;

  • проведение «Дней открытых дверей»;

  • фестивалей детского творчества;

  • совместное детско-взрослое проектирование;

  • конкурсы;

  • выставки;

  • ярмарки;

  • общение посредством электронной почты;

  • сайт;

  • СМИ;

  • консультационная служба;

В рамках инновационной площадки по проекту «Создание здоровье сберегающей среды в ДОУ» планирование рабо­ты детского сада с семьями было скорректировано и дополнено новыми формами:

- тематическая выставка для родителей «Мое здоровье»;

- спартакиада детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья»;

- Мастер-класс для родителей «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» (презентации, совместные игры);

- Родительский всеобуч «Здоровый ребенок».

Для обеспечения информационной открытости реализации данного проекта и образовательной деятельности нашего ДОУ на сайте будет создан специализированный ресурс. В материалах данного ресурса будут освещаться основные мероприятия, размещаться разработанные для родителей рекомендации, организован диалог (форум, чат) между участниками образовательных отношений. В рамках пилотного проекта «Безопасный детский сад» планируется создание системы видеонаблюдения в группах детского сада и на его территории. Видеосъемка сделает открытым педагогический процесс, даст возможность родителям видеть своего ребенка в различных педагогических ситуациях.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных видах образовательной деятельности с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Об эффективности проводимой дошкольным учреждением работы с родителями свидетельствуют:

  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отно­шений с окружающими; стремление родителей к индивидуаль­ным контактам с воспитателем;

  • размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания, искренность, откровенность в призна­нии своих ошибок;

  • повышение активности родителей при анализе педагогиче­ских ситуаций, решении задач и обсуждение дискуссионных во­просов, а также посещение самих мероприятий, проводимых в детском саду.

Комплекс форм и методов общения с семьей, проводимых ДОУ, помогает установить контакт педагога с родителями, за­интересовать их вопросами воспитания, помочь им переосмыс­лить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воз­действия на ребенка в семье.

Список литературы:

1.Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями – М.: Просвещение, 2006.

2.Колобанова, А.И. Педагогические советы: профессиональное партнерство: совершенствование методического мастерства. - Волгоград: Учитель, 2013.

3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: Линка – Пресс, 2008.

 

Рахвалова Надежда Анатольевна, старший воспитатель,

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 302»

Роль игровой деятельности в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». [4]

Наш детский сад приоритетным направлением своей работы выбрал духовно-нравственное воспитание, которое включает в себя разные задачи и направления.

В этом году мы обратились к вопросам, касающимся игровой деятельности дошкольников. Игра обладает великой воспитательной силой, поэтому в педагогике всегда обращаются к дидактической и народной игре.

Воспитательное и развивающее значение игр огромно. Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. В своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и способствует усвоению социальных норм и правил, и, что особенно важно, является, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Собери узор», «Почини одежду», «Подбери цвет». Дидактические игры с тематикой родного города, помогают формировать чувство любви к Родине. В таких играх, как «Узоры родного города», «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Загадки о городе», «Так может быть или нет?», идет изучение национальных культурных традиций.

При воспитании духовно-нравственных чувств дошкольников также используются словесные дидактические игры, например, «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети произносят волшебные слова), «Люблю своих близких» (ребенок движением показывает, как любит своих родителей).

Игра-драматизация подразумевает заучивание малышом слов роли, точную передачу чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

Огромную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников играют народные игры. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. [2]

В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. С их помощью, ребенок начинает активно мыслить, у него расширяется кругозор. Народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, физическое совершенство. Например, вовлекая детей в русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву» можно учить их преодолевать трудности.

Сюжетно-ролевая игра может использоваться для достижения как коллективных, так и индивидуальных целей. Игры, особенно крупные, дают возможность раскрывать и совершенствовать индивидуальные качества каждого участника, предоставляя ему право выбора игровой деятельности для самореализации.

Основными целями игр являются:

  • развитие навыков общения;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • изучение истории;

  • изучение культуры;

  • приобретение новых навыков.

Таким образом, в ходе игры дети накапливают опыт деятельности, приближенной к реальной жизни, в чем и заключается основная ценность игры. Она дает возможность обучаться на собственном опыте. Итак, использование игр в обучающем процессе позволяет:

  • формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые не могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях;

  • учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;

  • учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствие от общения с партнерами;

  • учиться создавать особую эмоциональную среду.

Иными словами, игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования его духовно-нравственных ценностей, формирования полноценной личности. [3]

В нашей работе формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе включения детей в игровую деятельность, поэтому здесь необходима организация такой системы занятий, которая основывалась бы на свободной форме общения, на возможности проявления как физической, так и творческой активности и в тоже время способствовала развитию познавательных способностей.

В соответствии с этой целью были определены основные задачи:

  • развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников;

  • развитие представлений об окружающей действительности;

  • развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми;

  • развитие способности следовать нравственным нормам и правилам.

Решение выдвинутых задач способствуетне только формированию духовно-нравственных ценностей детей, но и основных коммуникативных навыков (культуре общения, речевому этикету).

Современный педагогический опыт, направленный на духовно-нравственное воспитание дошкольников, уникален и заслуживает внимания ученых, потому что ребёнок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Ребенок равняется на взрослых, поэтому, задача воспитателей и родителей – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных качеств ребёнка. Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребёнок, как происходит в нём духовно-нравственная работа.

Особым духовным потенциалом обладает общение педагога с родителями. Когда ребёнок приходит с вопросами, которые чаще всего имеют место в семье, задача воспитателя – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо». Необходимо использовать опыт семьи в своей работе, а при необходимости корректировать его. Общение детей друг с другом, может носить целенаправленный характер, обогащать их игры духовно-нравственным содержанием. В процессе общения, взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с их мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. Например, при работе в парах можно использовать такие задания, как «Запомните имя своего соседа», «Назовите ласково своего соседа», «Посмотрите другу в глаза и поздоровайтесь, сказав, «Доброе утро». Это направление в воспитании, даёт возможность дошкольнику приобрести навыки общения, уметь адекватно оценивать себя, решать конфликтные ситуации.[1]

Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир, учится в нем ориентироваться. В игре ребенок равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходиться руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться. Игра – это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования. [4]

Литература:

1. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду». – М.: «Просвещение», 2000.

2. И.Я. Зимняя. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000. – 382с.

3. Е.Ф. Рыбалко. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – 339с.

4. Л.В. Минкевич «Тематические педсоветы в дошкольном учреждении». – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2012.-128 с.

  Рахвалова Надежда Анатольевна,

старший воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 302»

Хилько Надежда Анатольевна,

воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 302»

Здоровьесберегающая среда как фактор повышения эффективности физического развития дошкольников.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовании, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить только положительные результаты.

Ребенок большую часть своего времени проводит в детском саду, поэтому важную роль в здоровье детей играет развивающая предметно-пространственная образовательная среда. Для формирования культуры здоровья детей необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.

В детском саду № 302 одним из  приоритетных направлений является здоровьесбережение детей. В рамках проекта «Береги здоровье смолоду», направленного на создание развивающей среды, способствующей формированию у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении здоровья, апробирована программа развития детского сада «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ».

Согласно программе развития, в детском саду создана система мер по сохранению и укреплению здоровья детей. В каждой группе соблюдаются гигиенические требования к составлению расписания образовательной деятельности; к режиму дня; внедрению ряда профилактических, лечебных, оздоровительных, психокоррекционных мероприятий.

В детском саду рационально сочетаются разные виды деятельности детей, интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки. Образовательная деятельность построена с учетом  динамики работоспособности, обязательно используются физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики. Существуют единые подходы к организации питания, сна, закаливания, формированию культурно-гигиенических навыков, соблюдению требований к рассаживанию детей (на занятиях дети рассажены с учетом зрения, слуха, роста).[4, с.57]

В нашем детском саду «Росинка» проводятся системные мероприятия для оздоровления детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, ведется лечебно-оздоровительная и профилактическая работа. Для детей каждой возрастной группы введены схемы оздоровления, в которые вошли разнообразные технологии закаливания и оздоровления:

- дыхательная, пальчиковая, коррекционная гимнастики;

- гимнастика после дневного сна, воздушные ванны (сон без маек);

- увлажнение воздуха в группах (в каждой группе имеются увлажнители);

- ароматерапия (группы оснащены аромалампами).

Оздоровление детей идет и через общеукрепляющие упражнения в бассейне и обучение плаванию. В нашем детском саду апробирована программа «Веселые рыбки», в которую включены комплексы упражнений для обучения плаванию детей разных возрастных групп.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения, формирования психоэмоционального комфорта мы используем элементы психогимнастики на занятиях. Это игры: «Кто больше знает слов», «Ласковушки», игровые зарядки для коррекции эмоциональной сферы: «Три медведя», «Кошечка», «Волшебный сон». Эти зарядки проводятся как дополнение к утренней гимнастике и гимнастике после сна.

Для снятия стрессов у детей используем вибрационные упражнения А. Уманской и К. Динейки. В их основе - естественные движения детей. Например: стряхивание с себя капель дождя, воды, росы, снега. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками» Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами.

В группах оборудованы уголки здоровья. Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками воспитателей и с помощью родителей: коврики из пробок и пуговиц, верёвки с узелками, султанчики и вертушки для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.

Во время прогулок воспитатели стараются использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Охотник и зайцы», «Колобок», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Огуречик»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю» и много других игр.

Для профилактики плоскостопия на улице используется дорожка «Тропа здоровья», ступая по которой, стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж точек нижней части стопы.

Для поддержания микроклимата в группах проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Много положительных эмоций получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», военно-спортивная игра «Зарница», «Веселые рыбки», «Веселый малыш», «01 спешит на помощь», игровые и спортивно–познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов и родителей. В группах систематически оформляются консультации для родителей по тематике: «Витамины в овощах и фруктах», «Личная гигиена дошкольников», «Расти здоровым, малыш», «Нужен ли дневной сон?». Активное участие родители принимают в совместных спортивных мероприятиях с детьми, в родительских собраниях, посвященных проблемам здоровьесбережения: «Профилактика гриппа. Оздоровление детей в детском саду и дома», «Поговорим о правильном питании», «Здоровье ребенка в ваших руках».

Почетное право предоставить свой опыт на родительской конференции по оздоровлению в семье получают родители по результатам участия в конкурсе проектов по оздоровительной деятельности.

Таким образом, единая система "детский сад - дети - родители " на данный момент функционирует достаточно успешно. Приведенные выше методы могут использоваться как в режимных моментах детского сада, так и в домашних условиях, что будет способствовать положительному результату проводимой работы. Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, является положительная динамика состояния здоровья детей.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.[3,с.101]

Литература:

1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ – Волгоград: Учитель, 2006

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии -М:ТЦ Сфера, 2010

3. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров» (Дидактические игры и игровые

задания) СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 32 с.

4. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

5. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье – М: Школьная Пресса, 2008

 

Рахвалова Надежда Анатольевна,

старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад № 302»

Адаптация молодых специалистов в условиях дошкольного учреждения.

Каждый человек, включающийся в новые для себя условия деятельности, неизбежно проходит более или менее длительный процесс первичной адаптации и только потом осуществляет выполнение своих обязанностей в рамках вторичной адаптации. Особые трудности испытывают начинающие воспитатели, не имеющие стажа работы и воспитатели окончившие не- педагогические учебные заведения. Их профессиональная деятельность часто сопровождается ошибками, стрессами, а в наиболее тяжелых случаях – прекращением работы в дошкольном учреждении. Такие негативные последствия нередко объясняются изменившимися условиями трудовой деятельности и практическим отсутствием адаптационной готовности к выполнению работниками этой категории своих служебных обязанностей в условиях новой среды.

В работах таких авторов как А.К. Маркова, А.К.Маклаков, А.А. Налчаджян показано, что адаптационные процессы: носят сложный, многофакторный, взаимообусловленный характер; ведут к ломке прежних стереотипов деятельности; формируют новые убеждения, знания, умения, навыки, меняют уровни профессиональной адаптации специалистов к педагогической деятельности; требуют времени на адаптационное включение.

В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя. Задача заведующего детским садом, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, формирование авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других детских садов, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, творческие отчеты, активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Формирование профессиональных качеств во многом зависит от его характера, темперамента, поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.

При приеме на работу молодого специалиста заведующий детским садом беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом дошкольного учреждения, традициями, определяет его рабочее место. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке. Здесь уместны слова А.С. Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

Первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Решение этой задачи является приоритетной для нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в коллективе, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда.

В каждом дошкольном учреждении складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

В нашем детском саду функционирует клуб молодых специалистов «Ранетки», целью которого, является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. В рамках клуба рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодых воспитателей проводится дискуссия на тему «Адаптация молодого специалиста в дошкольном учреждении». Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, и коллектив совместно ищет пути их решения. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. При проведении занятий в клубе «Ранетки» применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов.

Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием. И здесь незаменима роль старшего воспитателя, который знакомит молодого педагога с оснащением и часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Молодой воспитатель детского сада испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда и поэтому, заметив педагогические успехи новичка, необходимо отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Список литературы:

Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т.22.2001.№1

Налчаждян А.А. Социально- психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегии) Ер: Изд-во АН, 1988 г

ПчельниковаЛ.М. Посвящение молодых специалистов в педагоги. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Журнал №9 2011г.

КаракуловаО.В., Андрийчук О.В. Профилактика дезадаптации молодых специалистов в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Журнал № 10 2011г.

Рахвалова Надежда Анатольевна

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 302»



Патриотическое воспитание дошкольников

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.[3, с 21]

В связи с этим огромное значение приобретает определение целей, задач, патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Целью проводимой работы является воспитание у дошкольников патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».

В процессе данной работы ставятся и решаются следующие образовательные и воспитательные задачи:

1. содействие формированию духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране;

2. развитие у дошкольников понимания искусства и культуры наших предков;

3.развитие у детей познавательной, творческой активности;

4. изучение истории родного края;

5 воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Организуя работу по патриотическому воспитанию, мы провели анкетирование по выявлению отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей. 58% опрошенных родителей дали положительный ответ, 42% - испытывали затруднения при ответе. Поэтому работу по патриотическому воспитанию мы начали, как с детьми, так и с родителями. Мы рассказывали о том, что люди стремятся к миру, выступают против войны, с детьми разучивали военныепесни, стихи, пословицы, поговорки, в которых были отражены героические поступки старших, прослушивали записи выступлений ветеранов войны полных кавалеров орденов Славы нашего Ленинского округа, где они рассказывали о своих подвигах. Записи удалось сделать, сотрудничая с комитетом ветеранов Великой Отечественной войны при администрации нашего округа. Мы приглашали на встречу с воспитанниками труженика тыла, Кутанова Бориса Дмитриевича. Смотрели дети на ветерана, своими ручками гладили его медали, слушали его рассказы, прижимаясь к нему, как к живой истории прошлых лет.

Экскурсии в парк Победы к мемориалу «Вечный огонь», возложение живых цветов к братской могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Гуляя по Аллее Героев, закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”.

Патриотическое воспитание, это не только наша память о военных годах, но это любовь, уважение, интерес к местам, где ты живешь. Работа по ознакомлению с родным городом включала в себя словесные методы: рассказ, чтение с использованием фотографий, коллекций значков, открыток, сувениров, репродукций картин об Омске, а так же экскурсии по городу Омску, целевые прогулки, наблюдения на темы: «Наша улица», «Наш город растет и строится», «Улица героя». Свои впечатления дети отображали в своих рисунках. Рисунки мы вывешивали в нашей картинной галерее. В нашем саду так же имеется уголок «Русская изба». Здесь собраны такие экспонаты как: русская печь, прялка, чугунки, коромысло, ухват, самовар, русский народный костюм, люлька. Весь этот материал помогал в практической деятельности по ознакомлению детей с жизнью и бытом русского народа, его обрядами и обычаями и был представлен на краеведческих чтениях «Реализация краеведческого компонента в образовательном процессе, как условие достижения стратегических целей образования» .

При ознакомлении с историей и природой родного края были использованы экскурсии в Омский государственный исторический музей: «Давайте нарисуем лес» - экскурсия - знакомство с природой родного края, «Любимая игрушка»- беседа о старинных русских игрушках, «История глиняной посуды» - беседа, рассказывающая об истории глиняной посуды в нашем крае, «Старая крепость»- экскурсия-игра о первой Омской крепости.

Все самое запоминающееся дети переносили в рисунки, отображали в лепке, бумажной пластике, создавали коллективные выставки - художественную галерею, где каждый раз кто-то из детей был экскурсоводом. Свои знания они использовали в творческом оформлении детского сада.

Побывали мы в известном кукольном театре «Арлекин». Восторг был необыкновенный. Поездка помогла нам легко поставить свой спектакль по сказке «Красная шапочка». Учили слова, движения, отрабатывали реплики, сделали ширму, устанавливали декорации, выбирали артистов. Показалось, что дети повзрослели, поумнели, стали духовно богаче. Наши экскурсии подтолкнули заняться с детьми строительными играми и созданием макета нашего микрорайона.

Тема семьи оставалась одной из главных. Проводимыми мероприятиями старались прививать детям чувство семейной ответственности, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Как пригодились беседы «Традиции моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей», «Любимые занятия моей семьи», рисование «Подарки нашим бабушкам и дедушкам», сочинение «Как я помогал маме (папе)». Продолжали формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывали в детях щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям. Помогли в этом игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо», детские игры «Разговор сквозь стекло», «Позовем сказку», беседы «Хорошо-плохо», «Будьте как дома», «Правила честности», этюд «Упрямые козлики». Особое внимание мы старались уделять пониманию многообразных социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома - любящая мать, на работе - умелая труженица, а в свободное от работы время - туристка, спортсменка, знакомились с культурными традициями семьи и любимыми занятиями членов семьи. Для родителей была проведена консультация, как правильно нужно составлять свое генеалогическое дерево, зачем это нужно для семьи. Такая форма работы сдружила детей с родителями.Например, работа семьи Романенко представила собой для группы настоящее открытие: мальчик Алексей Романенко в семь лет узнал, что его прадед Алексей Федорович Романенко, Герой Советского Союза, чьим именем названа улица в г. Омске. Семья ничего не рассказывала ребенку об этом: «Живем скромно, не до героев»,- ответила мама. Мы подробно изучили его биографию, нашли портрет Героя и об этом рассказали всем детям в группе.

Тема войны, тема подвига остаётся вечной в работе с подрастающим поколением. При ознакомлении с историей малой Родины была организована

поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих

родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они

живут и далее дошкольники обменивались полученной информацией,

предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.

Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало

уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В

результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города,

уважение к знаменитым землякам.

На этом поисковая работа не закончилась. Наш детский сад находится в окружении частного сектора. Одна из улиц названа именем Героя Советского Союза Иванова Степана Дмитриевича. У мемориальной доски была проведена беседа с дошкольниками о подвиге сибиряка. Дети читали стихи. Все были притихшие и в тоже время гордые. Есть чем гордиться!! !

Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».[2, с 20]

Список литературы:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22
3. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Патриотическое воспитание в наши дни /Методическое пособие для воспитателей детского сада. – Москва, 2008