Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Информация
Включить версию для слабовидящих
На что мы имеем право(Правовая страничка)  

Оформляйте налоговый вычет при оплате медицинских услуг!

Если в прошлом году вы потратились на медицинские услуги, дорогостоящие лекарства для себя или близких, сейчас самое время приступить к сбору и подаче документов. Благодаря налоговому вычету "на лечение"

Прежде всего, стоит иметь в виду, что перечень расходов, которые можно включить в "медицинский" налоговый вычет, куда шире, чем его обычно представляют. Если вы получаете доход, с которого уплачивается 13%-ный налог, то вправе рассчитывать на возврат этого налога с сумм, которые были потрачены не только на операции, но и на диагностику, профилактику, реабилитацию, включая санаторно-курортное лечение, вызов платной Скорой помощи. Полный перечень медуслуг, при оплате которых действует налоговая льгота, перечислен в Постановлении правительства РФ от 19 марта 2001 года № 201 (действующая редакция – от 26 июня 2007 года). 

Вычет предоставляется, если налогоплательщик оплачивает как собственное лечение (диагностику, профилактику и т.д.), так и медицинские услуги для своего супруга (супруги), родителей, детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных, а также несовершеннолетних подопечных.

Также согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ в налоговый вычет включаются:

- страховые взносы по договорам добровольного личного страхования и страхования членов семьи, указанных выше, при условии, что по договору страховщик оплачивает исключительно медицинские услуги. На практике, как правило, речь идет о договорах ДМС - добровольного медицинского страхования. Обратите внимание: налоговая льгота распространяется только на ту часть взносов, которую оплачивает работник из своих средств, а не работодатель;

- расходы на оплату лекарств, назначенных лечащим врачом – как при собственном лечении налогоплательщика, так и его близких (см. выше).

Перечень препаратов, подпадающих под действие налогового вычета, перечислен в упомянутом Постановлении правительства РФ № 201. В него входит большинство применяемых сейчас лекарств, отмечают медики.

Максимальный размер налогового вычета, то есть суммы, с которой государство возвращает 13%-й налог, составляет 120 тысяч рублей в год. То есть на руки можно получить 15 600 руб. Важно учитывать, что этот общий предел установлен для двух вычетов: при оплате медицинских услуг и образовательных услуг. Поэтому, если вы оформляете налоговую льготу, скажем, при оплате курсов иностранного языка на 50 тысяч рублей, то из медицинских расходов в счет вычета можно будет списать 70 тысяч.

В то же время закон предусматривает весомое дополнение: если налогоплательщик тратит деньги на определенные виды дорогостоящего лечения, в том числе для своих близких, то налог возвращается со всех фактически уплаченных сумм без ограничений. 

Перечень медуслуг, в отношении которых действует такое правило, утвержден тем же Постановлением правительства РФ № 201. В список входят, в частности, эндопротезирование, лечение онкологических заболеваний, операции на сердце, органах пищеварения, лечение бесплодия и др. (всего 27 пунктов).

- Налоговый кодекс оговаривает, что льгота при оплате медуслуг предоставляется, если пациент проходит лечение как в медицинских организациях, так и у индивидуальных предпринимателей, то есть частнопрактикующих врачей. При обращении к "частникам" можно рассчитывать на налоговый вычет, только если врачеватель имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Поэтому возврат налога не светит, к примеру, при визитах к экстрасенсам и прочим целителям, которые зачастую лечат без медлицензии.

- Также стоит иметь в виду, что налоговая льгота действует только на территории России. Если налогоплательщик или его близкие отправляются на лечение или реабилитацию за границу, возврат налога за медицинские расходы, увы, не предусматривается.

- На практике нередко встречаются ситуации, когда пациент обращается за медпомощью бесплатно, по полису ОМС (обязательного медстрахования), и ему предлагают выбор: либо безвозмездное предоставление определенных лекарств и медицинских материалов в рамках госгарантий, либо препараты более нового поколения, зарубежные эндопротезы, сердечные клапаны, хрусталики и т.д. за доплату. 

Имейте в виду: такая альтернатива допускается законодательством, поэтому смело просите медиков официально оформить оплату расходных материалов и лекарств для предоставления документов в налоговые органы (как это сделать – см. ниже). 

Чтобы воспользоваться налоговым вычетом "на лечение", понадобится следующий набор документов:

- заявление о предоставлении налогового вычета (в свободной форме); 
- налоговая декларация по форме 3-НДФЛ (ее можно скачать и заполнить с помощью программы-помощника на сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru); 
- справка о начисленных доходах и удержанных налогах (форма 2-НДФЛ, выдается по месту работы); 
- копия договора об оказании медицинских услуг или иные подтверждающие документы (например, справка, подтверждающая предоставление медуслуг; клиника или частнопрактикующий врач может выдать такой документ уже 
постфактум, по запросу пациента, в том числе, если медуслуги были предоставлены ранее); 

 - копия договора страхования, предусматривающего оплату медицинских услуг (если вы хотите включить в налоговый вычет расходы на медстраховку); 

- копия лицензии медучреждения или частнопрактикующего врача на осуществление медицинской деятельности. Без этого документа можно обойтись, если реквизиты лицензии указаны в договоре об оказании медуслуг (такое разъяснение содержится в вышеупомянутом Письме ФНС); 
- копии платежных документов, подтверждающих расходы на оплату медуслуг. Это могут быть банковские квитанции (при безналичном расчете) либо кассовые чеки с приложением квитанций к приходным ордерам, если вы платили наличными. При оплате лекарств понадобятся кассовые и товарные чеки.

Важно: также потребуется предъявить налоговикам специальные справки об оплате медицинских услуг. Такие справки выдаются медучреждениями по форме, утвержденной совместным приказом Минздрава РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 25 июля 2001 года № 289/БГ-3-04/256. 

Если вы хотите получить налоговый вычет по расходам на лекарства, то оформляется аналог указанных справок - специальные рецепты по форме № 107/у со штампом "для налоговых органов РФ". Порядок выдачи и заполнения этих рецептов также описывается в приказе от 25 июля 2001 года. Обратите внимание: в списке лекарств, при оплате которых действует налоговая льгота, указаны, в том числе, безрецептурные препараты. Если врач назначает вам такие лекарства, в любом случае по вашей просьбе должен выдать специальный рецепт для налоговых органов.  

 «Соцвычет» Дадут  без  волокиты?

Правительство внесло в Госмуду законопроект об упрощении выплаты социальных налогов вычетов. От претендентов не будут требовать декларацию о подоходном налоге.

Поправки вносят в ст. 219 Налогового кодекс РФ, которая устанавливает право налогоплательщика  на социальные налоговые вычеты при оплате медицинских  услуг  или  обучения в  образовательных  учреждениях. По нынешнему законодательству такие вычеты предоставляются россиянину по истечении налогового периода при представлении декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Правительственный законопроект упрощает данную процедуру, позволяя получать налоговые вычеты до окончания налогового периода  у работодателей. Для этого претендент должен обратиться к работодателю с письменным подтверждением своего права на выплаты. Как считают авторы проекта, это исключит необходимость заполнения налогоплательщиком декларации по НДФЛ.

Приказ Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570
"Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года"

 

В целях реализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком до одного года за непрерывную преподавательскую работу в соответствии с п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приказываю:

1. Утвердить согласованное с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации прилагаемое Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.М.Жураковского.

 

Министр

В.Филиппов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2001 г.

Регистрационный N 2593

Положение
о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года

1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя.

2. Педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании"* имеют право на длительный отпуск сроком до одного года (далее - длительный отпуск) не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

3. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к настоящему Положению.

4. Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.

Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

5. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается:

фактически проработанное время;

время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;

время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

6. Стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается в следующих случаях:

при переходе работника в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора (контракта) лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если перерыв в работе не превысил двух месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с реорганизацией или ликвидацией этих органов, сокращением штата, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при условии, что работе в органах управления образованием предшествовала преподавательская работа;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с военной службы или приравненной к ней службе, если службе непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной службы или приравненной к ней службе и поступлением на работу не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников или его численности, если перерыв в работе не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность независимо от перерыва в работе;

при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе в учебном заведении непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем окончания учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом, если перерыв в работе не превысил двух месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы в связи с установлением инвалидности, если перерыв в работе не превысил трех месяцев (трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности);

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению), препятствующему продолжению данной работы, если перерыв в работе не превысил трех месяцев;

при поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.

При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства, перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.

7. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения.

8. Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, определяются уставом образовательного учреждения.

9. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения.

Длительный отпуск ректору, директору, начальнику образовательного учреждения, заведующему образовательным учреждением оформляется приказом Минобразования России.

10. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).

За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

11. Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

12. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период времени ухаживал за заболевшим членом семьи.

______________________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 1997, N 47, ст.5341; 2000, N 30, ст.3120.

 

Приложение

к Положению о порядке и условиях

предоставления педагогическим работникам

образовательных учреждений длительного

отпуска сроком до одного года

 

Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы

1. Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы независимо от объема преподавательской работы:

профессор;

доцент;

старший преподаватель;

преподаватель;

ассистент;

учитель;

учитель-дефектолог;

учитель-логопед;

преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

педагог дополнительного образования;

руководитель физического воспитания;

мастер производственного обучения;

старший тренер-преподаватель;

тренер-преподаватель;

концертмейстер;

музыкальный руководитель;

воспитатель.

2. Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при определенных условиях:

ректор, директор, начальник образовательного учреждения, заведующий образовательным учреждением;

проректор, заместитель директора, заместитель начальника образовательного учреждения, заместитель заведующего образовательным учреждением, деятельность которых связана с образовательным процессом;

директор, начальник филиала образовательного учреждения;

заведующий филиалом образовательного учреждения;

старший мастер;

управляющий учебным хозяйством;

декан, заместитель декана факультета;

заведующий, заместитель заведующего кафедрой, докторантурой, аспирантурой, отделом, сектором;

заведующий, заместитель заведующего кабинетом, лабораторией, отделением, учебно-консультационным пунктом, логопедическим пунктом, интернатом при общеобразовательном учреждении;

ученый секретарь ученого совета;

руководитель (заведующий) производственной практикой;

методист;

инструктор-методист;

старший методист;

старший воспитатель;

классный воспитатель;

социальный педагог;

педагог-психолог;

педагог-организатор:

старший вожатый;

инструктор по труду:

инструктор по физической культуре.

Время работы на должностях, указанных в пункте 2 настоящего перечня, насчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения педагогическим работником в каждом учебном году на должностях, перечисленных в пункте 1 настоящего перечня, преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в следующем объеме:

не менее 150 часов - в учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

не менее 240 часов - в учреждениях начального и среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;

не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях.

РАЗРАБОТАН  ЗАКОН   О  МЕДСТРАХОВАНИИ  ТУРИСТОВ.

Правительство  внесло  в  Госдуму  законопроект  о  медицинском  страховании,  выезжающих  за  границу. По мысли  чиновников,  закон  поможет  уменьшить  поток  обращений  в  органы  власти  за  помощью  при  наступлении страховых  случаев  и  снизит  нагрузку  на  бюджетную  систему.

Проект  закона «О  добровольном   страховании  имущественных  интересов  граждан  РФ,  выезжающих  за  рубеж»,  расширяет  использование  страхования  как  гарантии  оплаты  медицинской  помощи,  оказанной  россиянам  за  границей,  в  том  числе  медицинской  эвакуации,  а  в  случае  смерти – репатриации  тела. Документ  содержит  минимальный  перечень  страховых  случаев,  при  которых  страховщик  обязан  организовать  и  оплатить  положенную  по  договору  помощь.  В  их  числе  травмы,  отравления,  внезапные  острые    заболевания  или  обострение  хронических  болезней.

      Помимо  этого,  определен  срок  страхования  и  порядок  вступления  страхового    договора  в  силу.  Контракт  должен   быть  заключен  на  весь  период   временного  пребывания  застрахованного  лица  за  пределами  России,  он  вступит  в силу   после  оплаты  страховой  премии (взноса),  но  «не  позднее   даты  пересечения  застрахованным  лицом  государственной  границы  РФ».  Минимальная   Страховая  сумма   по  соответствующему  договору  составит  2  млн.руб.    Страховщики  вправе  устанавливать  большой  объем  медпомощи   и  большую  сумму,  а  также  самостоятельно    определять   порядок  взаимодействия  застрахованного,  страховщика  и  компаний,  которые  организуют  медпомощь  и  ее  оплату.

    Россиянин, выезжающий  за  границу,  при  заключении  страхового  договора  получит  право   выбирать  комплексное (медицинское  и имущественное)  или  простое  страхование  возможных   финансовых  рисков. В  документе  указано,  что  при  отсутствии  полиса   добровольного  страхования  российские  туристы  будут  самостоятельно  оплачивать  расходы,   связанные  с  оказанием  медпомощи,  репатриацией  тел  и  эвакуацией.

Если  закон  примут  и подпишут,  он  вступит  в силу  через  полгода  после  официального  опубликования. За это  время  потребуется  внести  сопутствующие    изменения   в  подзаконные  акты  различных  ведомств.