Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Информация
Включить версию для слабовидящих
Консультации  

 

Консультации для родителей

«Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры - организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Правила для родителей.

       Лично приводите ребенка в детский сад и приходите за ним, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 18-летнего возраста. О приходе за ребенком незнакомых воспитателю лиц необходимо сообщать заблаговременно с оформлением заявления в письменной форме.       

Стоит оставить ребенка дома при малейшем его недомогании или жалобах на боли в животе, нарушении стула. Запрещено приносить в детский сад любые медикаментозные препараты.       

Обязательно информируйте администрацию детского сада или медперсонал об отсутствии ребенка по причине болезни; отсутствие по семейным обстоятельствам оформляйте документально (заявление в письменной форме).       

Приводите ребенка чистым и опрятным.       

Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки на более простые. Этим Вы избавите своего малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных, отрицательных переживаний в детском саду. Стимулируйте самостоятельность ребенка.     

Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расставании с ним старайтесь скрыть свое волнение, беспокойство. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте её по имени, отчеству), игрушки в группе.   

  Помните, что в детском саду работают педагог-психолог, учитель-логопед, к которым Вы всегда можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно развития и воспитания ребенка.      

Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка отсутствовали острые, режущие, колющие, мелкие предметы, веревки, шнурки и все что может травмировать Вашего ребенка.     

Просим ни в коем случае не давать ребёнку в детский сад жевательную резинку. Настраивайте своего малыша на доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.      

Если вы привели ребёнка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.       

Педагоги готовы беседовать с вами о вашем ребёнке утром до 8.15 и вечером после 16.30. В остальное время педагог работает с группой детей и отвлекать его не рекомендуется.     

 

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Первая помощь в ДОУ.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.

Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

 Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

 Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.

 Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.

 В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.

 Ситуации, требующие оказания первой помощи

С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника. Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

  • отсутствие сознания;

  • остановка дыхания и кровообращения;

  • наружные кровотечения;

  • инородные тела в верхних дыхательных путях;

  • травмы различных областей тела;

  • ожоги;

  • отморожения;

  • отравления.

Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

 При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:

  • необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;

  • вызвать скорую медицинскую помощь;

  • определить сознание;

  • восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;

  • определить признаки жизни у пострадавшего;

  • провести сердечно-легочную реанимацию;

  • остановить наружное кровотечение;

  • выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

  • придать оптимальное положение тела пострадавшему;

  • контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;

  • передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.

Алгоритм действий педагога:

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи. 

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений). 

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д. 

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.

Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Важно знать!

Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия. 

Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года. При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

 Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки. 

 

Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. 
Разделы музыкального занятия: 
1. Музыкально – ритмические движения: ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, хороводный шаг и прочее). 
2. Развитие чувства ритма: чтение ритмических цепочек, прохлопывание, проигрывание на музыкальных инструментах. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Игра в оркестре.
3. Слушание музыки: прослушивание музыкальных произведений, беседы по содержанию, определение характера музыки, знакомство с композиторами.
4. Пение и песенное творчество: распевки, дыхательные упражнения, пение (подпевание у малышей), придумывание своих песенок.
5. Танец: разучивание различных танцев, хороводов, танцевальное творчество.

6. Игра: игры с пением, без пения, музыкально – дидактические.

    Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

   Но, так как воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. 
      Если воспитатель любит музыку, любит петь, то и дети его группы с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях: 
1.    Воспитатель сидит с безучастным видом. 
2.    Воспитатель перебивает исполнение.
3.   Дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может). 
4.   Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала). 
Активность воспитателя на занятии зависит от  трех  факторов:
1.     От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми. 
2.     От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании. 
3.     От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.
   
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей!

- На занятие приходить вовремя, чтобы построить и настроить детей на музыкальную деятельность.

- Дети должны быть одеты в удобную одежду и обувь (чешки).

- Воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении он садится на стул  перед детьми, чтобы показывать, при необходимости, движение мелодии, высоту звуков, прохлопывать ритм и прочее.

- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя  тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре). Тем более, когда музыкальный руководитель находится за инструментом и не может в этот момент показывать движения.

- Следит за правильным выполнением движений детьми. 

- Разучивает вместе с детьми песни, танцы, игры.

- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте. 

- Следит за дисциплиной на занятии.

Перед занятием (в группе) необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон (другие источники музыки), так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность. 
В свободной деятельности закреплять материал с детьми, полученный на занятии.  Повторять слова песен (причем не заучивать, как стихи, а петь их),  закреплять движения танцев. Включать знакомые игры, песни, пляски в самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке.

  Чем активнее воспитатель закрепляет музыкальный материал с детьми, тем больше нового они могут узнать на музыкальных занятиях, чтобы занятие не превращалось в бесконечное повторение одного и того же. 

Роль воспитателя на праздниках и развлечениях

Воспитатель – активный организатор и участник праздника! 

Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

  • На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. Одежду приносят заранее. Воспитатель проверяет пуговицы, резинки, обувь, чтобы ничего не оторвалось в зале.

  • Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты.

  • Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. 

  • На празднике задействовать по возможности всех детей: постараться, чтобы каждый исполнил или роль, или стихотворение, был задействован в танцах, играх, оркестре. 

  • Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 

  • Перед началом праздника проверить еще раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей. 

  • На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 

  • Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. 

  • Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. 

  • По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, 
    когда дети фотографируются с Дедом Морозом). 

  • Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Самой ответственной на празднике является роль ведущего.

Ведущий – это лицо, которое  руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями.  От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем. 

   Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, загадки, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. 

    Так как на празднике собирается большая аудитория (родители, гости, сотрудники), ведущий должен тщательно подготовиться: внимательно прочесть сценарий, выучить ход действия праздника, стихи, приготовить подсказку (эстетично оформленную). Тогда мероприятие пройдет без лишних пауз, на одном дыхании.

В младшей группе  ведущий постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием, фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях.

В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п. 
Дети старшего дошкольного возраста  во многом самостоятельны, у них уже есть опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого. Ведущий должен хорошо знать  песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки. 

    Ведущий на празднике должен держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо, выразительно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Если возникают непредвиденные обстоятельства (пропустили музыкальный номер, не вовремя вышел персонаж) нужно быть готовым обыграть ситуацию, пошутить, загадать загадку, ведь зрители не знают сценария. В конце утренника еще раз поздравить с праздником и организованно вывести детей из зала. Воспитатель, не занятый ни в каких ролях, также находится с детьми на празднике. Он должен знать весь праздничный репертуар и участвовать детских выступлениях, помогать в подготовке к сценкам.

    Взрослые – персонажи участвуют в играх, танцах, хороводах. Заранее берут костюмы, чтобы почистить, подшить, добавить детали.

    Воспитатели напоминают родителям о сменной обуви на празднике.

    После утренников на педсовете целесообразно провести обсуждение положительных моментов праздника и допущенных ошибок.

   Таким образом, музыкальный руководитель и воспитатели должны вместе приобщать детей к музыке, выполняя каждый свои роли, как на занятиях, так и на праздниках.